Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школе. Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий. Ребенок должен перейти от реактивной программы к программе школьных предметов. Ребенок должен, во-первых, научиться различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Ребенок должен уметь видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной. Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит существенное изменение мотивации, которое в дальнейшем оказывает большое внимание на развитие ребенка. Поэтому одна из основных задач обучения состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить ребенка учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательным, усидчивым. Следовательно, учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызвать и поддержать постоянный интерес учащихся. Ещё одной задачей школьного обучения является саморегуляция поведения ребенка, его нужно научить сдерживать свои эмоции, регулировать двигательную активность, научить сосредотачивать и поддерживать внимание на занятиях. Поиск ответа на традиционный вопрос - Как учить?- выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. МЕТОД - сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы - средства обучения» является определяющей.
ТРАДИЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОВ ОБУЧЕНИЯ
Практический - опыт, упражнения, учебно-производительный труд Наглядный - иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся Словесный - объяснения, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут Работа с книгой - чтение, изучение, реформирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование Видеометод - просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя, контроль»
Формы организации учебных занятий. КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ: - Вводный урок - Тренировочный урок - Контрольный урок - Урок закрепления знаний, умений, навыков - Урок самостоятельной работы - Урок ТСО - Урок практической работы - Комбинированный урок - Повторительно-обобщающий урок - Нетрадиционные типы УРОК ФАНТАЗИРОВАНИЯ - Урок-соревнование - Урок открытых мыслей - Урок-турнир - Урок-диспут - Урок-эврика - Урок-зачёт - Урок творчества - Урок- спектакль - Урок-конкурс- Интегрированный урок - Урок-игра - Урок-сказка - Урок взаимного обучения - Урок-КВН - Урок-путешествие - Аукцион знаний - Волшебный концерт - Урок-конференция Не следует, однако, замыкаться только указанными на схемах формами. Талант педагога всегда правильно подскажет форму педагогического общения. Современная педагогика требует всё новых методов и форм обучения, что порождает новые педтехнологии. Сейчас каждый педагог должен заботиться о духовном росте, комплексном развитии каждого ученика. Наличие или отсутствие мотивации в деятельности детей и взрослых - главный фактор, который определит, будет или нет учиться ребенок, и будет ли он действительно здоров. У меня в классе есть «дерево настроения», на которое дети ежедневно, в конце учебного дня вывешивают разноцветные яблоки. Красный цвет яблочка обозначает, что у ребёнка настроение прекрасное; Жёлтый – оставляет желать лучшего; Зелёный – печальное, грустное. Яблоки дети вешают около своих фотографий. Мне сразу видно, с кем нужно пошептаться, кому уделить времени больше, а кто может сам своим оптимизмом зарядить товарища. По мере необходимости я обращаюсь к помощи школьного психолога. В конце недели интересно посмотреть и проанализировать, для кого из детей неделя была окрашена только красным цветом. У кого были некоторые трудности, а кто очень трудно шёл всю неделю. Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации. Работая в школе много лет, я задумалась над тем, как организовать объяснение нового материала так на уроке, чтобы каждый ученик активно включался в работу, понял материал и чтобы материал был ему интересен. Классно-урочная система – это фронтальный метод обучения. Учитель один, учеников более двадцати. В такой ситуации происходит следующее: в начале урока знания учеников фактически одинаковы, когда учитель объясняет новый материал, то из-за разных способов подачи материала и его сложности только часть учеников активно включается в работу, а другая либо уходит вперёд, так как материал для них слишком прост и неинтересен, либо отстаёт. Это повторяется из урока в урок, таким образом, создаются условия, когда часть учеников начинает не понимать учителя. Чтобы избежать непонимания, я использую на своих уроках математики методику взаимотренажа. Она способствует организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Помимо этого методика имеет определённую образовательную для учащихся и организационно-управленческую значимость. Суть методики взаимотренажа в следующем. Предположим, необходимо упражняться в сложении и вычитании двухзначных чисел в пределах 100. Для этого на специальных карточках оформляется 5-6 заданий с ответами, например:
А 1 81-37=(44) 63-35=(28) 18+17=(35) 47=24=(71) 36+38=(74) 53-29=(24) Таких карточек по каждому разделу составляется шесть (можно четыре). Для удобства карточки нумеруются. Буква в карточке обозначает раздел, а цифра – порядковый номер карточки. Например, карточка А3 будет того же типа, что и А1, а карточка Б2 будет содержать задания на деление или умножение двухзначных чисел. С карточками ученики работают в паре. Например, у одного ученика карточка А1, у другого - А2. Первый ученик диктует второму задание своей карточки, не говоря ответ. Второй ученик отвечает на вопрос. Первый ученик по своей карточке проверяет ответ. Если ответ правильный, диктует второе задание, если неправильный – предлагает ещё раз проверить и ответить на вопрос. Если отвечающий опять ошибается, то первый ученик называет правильный ответ и переходит к следующему примеру. Когда первый ученик продиктует все свои задания, ученики меняются ролями. Когда все задания выполнены, ученики меняют напарников. Данную методику можно использовать не только в устном счёте, но и при усвоении и повторении таблицы умножения, правописания словарных слов(на уроках русского языка). В зависимости от конкретных целей и конкретного случая могут быть изменены приёмы работы в парах. Так, при усвоении правописания словарных слов можно использовать приёмы взаимодиктанта или так называемого предупредительного диктанта. Важно, чтобы у одного ученика был правильный ответ, сверяясь с которым он сможет безошибочно проверить товарища. Чтобы каждый ученик имел возможность на уроке говорить, его надо объединить в пару с другим учеником. Вместе они начинают активно работать и развивать свои умственные и творческие способности. Очень помогают в работе с классом такие приёмы как: «язык жестов» и «светофор» - они помогают организовать «обратную связь» с первых же уроков, помогают организовать первоклассников и вносят, в тоже время, элемент игры. Так же это даёт каждому ученику чувство причастности к общему делу. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в школах наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка, оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности-игры, изменяются его любимые герои и увлечения. Начиная учиться в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт. Не во всех классах школы сегодня ещё есть оснащённые технологические классы; устаревшие учебные программы и методические приёмы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивого педагога искать более современные средства и методы обучения Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространённых и апробированных в школах, является компьютер. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой так не хватает.
|